МБДОУ «Детский сад №253» г. о. Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 253» городского округа Самара

Психологическая безопасность ребенка

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому развитию.

Внешние источники угрозы психологической безопасности

Физические

  •  неблагоприятные погодные условия;
  •  недооценка значения закаливания;
  •  нерациональность и скудность питания;
  •  несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;
  •  враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действуют необоснованные запреты.

Социальные

  •  манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;
  •  межличностные отношения детей с другими детьми;
  •  интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;
  •  неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;
  •  отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Семейные

  •  сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;
  •  осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
  •  отсутствие автономности (зависимость от взрослых);
  •  индивидуально-личностные особенности ребенка;
  •  патология физического развития и др.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности

  • в проявлении упрямства;
  •  в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  •  усталости после нагрузки;
  •  в беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности;
  •  в рассеянности и невнимательности;
  •  в отсутствие уверенности в себе;
  •  в том, что он сосет соску, палец;
  •  в нарушении аппетита;
  •  в стремлении к уединению;
  •  в игре с половыми органами;
  •  в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • - в снижении массы тела;
  • - в повышенной тревожности;
  • - в недержании мочи;
  • - в других явлениях.

Все выше перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Условия для психического здоровья воспитанников МБДОУ детский сад № 253 г.о. Самара: игровые комнаты, музыкальный зал.

Важным показателем здоровья детей является эмоциональное благополучие, психическое равновесие, доброжелательность, способность радоваться, адекватная самооценка, т.е. все то, что характеризует психическое здоровье.

Осознавая ответственность за состояние здоровья детей, весь коллектив МБДОУ и родители приложили немало усилий для создания комфортной, приближенной к домашней обстановке. Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам. В группах созданы уголки уединения, где ребенок может побыть с самим собой или с другом.

В группах проводятся музыкальные паузы, минуты шалости, минуты тишины, психологические игры на снижение психоэмоционального напряжения, психогимнастика. Беседы, обсуждение проблем межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми на педагогических совещаниях, родительских собраниях, педагогических днях позволили добиться неплохих результатов. Но это работа не одного года, она требует постоянного серьезного внимания не только педагогов, но и родителей.

Печать E-mail