Сведения о реализации социально-партнерских отношений
Социальное партнерство детского сада и семьи
Выбранные нами направления деятельности не являлись для нас случайными, это результат анализа заказа родителей. Одним из непременных условий воспитания ребенка в учреждении является взаимодействие с семьей воспитанников. Мы глубоко убеждены, что только взаимодействуя с родителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Направления деятельности
Физическое
- Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями по разработанным критериям. Ознакомление родителей с результатами диагностики.
- Создание в дошкольном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедуры, массаж и т.д.).
- Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований; рациональный режим дня; полноценное сбалансированное питание; закаливание и т.д.
- Ознакомление родителей с содержанием формами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
- Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления и режима; лечебно- профилактических мероприятий, проводимых в МБДОУ № 253 Г.О. Самара
- Обучение родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.)
- Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учетом преобладающих запросов родителей на основе связи МБДОУ детский сад № 253 г.о. Самара с детской поликлиникой.
- Организация консультативного пункта для родителей в МБДОУ детский сад № 253 г.о. Самара для профилактики и коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья ребенка.
- Проведение дискуссий с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей.
- Проведение Дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов для знакомства родителей с формами физкультурно- оздоровительной работы в МБДОУ детский сад № 253 г.о. Самара
- Разработка и обеспечение индивидуальной программы формирования и укрепления здоровья каждого ребенка в рамках взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
- Создание и поддержание традиций проведения совместного с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов.
- Сотрудничество с преподавателями спортивной школы с целью оказания консуль- тационной помощи родителям по развитию способностей детей и их интереса к спорту./li>
Познавательно-речевое
- Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания педагогического общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления учебно- познавательной деятельностью детей и жесткой установки на результат.
- Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью определения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение общаться со сверстниками.
- Детское экспериментирование (под наблюдением родителей) в специально организованных условиях с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.
- Совместное с родителями чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет и т.д.
- Организация родителями группового посещения театров и выставок с целью воспитания у дошкольников положительных эмоций, эстетических чувств, формирования адекватных форм поведения в общественных местах.
- Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (вырезки, фото, флажки, значки и тд.).
- Содержание в группе при поддержке родителей выставок : «Вторая жизнь вещей», «Дары природы», «Красоты природы», «История вещей», «История изображений» - с целью расширения кругозора дошкольников.
- Подготовка и проведение выставок фотоматериалов – забавных, трогательных и познавательных историй по темам «Мои любимые животные», «Праздники в нашей семье».
- Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед: «Мои любимые игры и игрушки», «Игрушки из бросового материала», «Игры маминого детства», по организации выставки семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства».
- При содействии и участии родителей создание в группе «коллекций» - наборов предметов: фантиков, пуговиц, ниток, марок, открыток, часов, тканей, минералов, календарей (для творческой работы детей).
- Создание тематических выставок детских книг из семейных библиотек.
- Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (животные, рыбы, цветы и т.д.).
- Выполнение домашних заданий (проблемных познавательных задач) с поиском ответа в книгах и журналах.
- Тематические праздники: «Вечер сказки.
- Выставки игр-самоделок; демонстрация вариативного использования бросового материала и др.
Социально-личностное
- Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения, обратной связи с семьей.
- Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания.
- Помощь родителей в расширении семейной библиотеки (медико-психологическая литература, периодическая печать) с распространения инновационных подходов к воспитанию детей.
- Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в дошкольном учреждении: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.
- Изучение детско- родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко общаются родители.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
- Беседы с родителями с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- Выработка единой системы гуманистических требований в дошкольном учреждении и в семье.
- Оказание помощи в расширении семейной библиотеки за счет юридической литературы с целью повышения правовой культуры родителей.
- Консультирование родителей: предупреждение использования методов унижающих достоинство ребенка.
Художественно-эстетическое
- Анкетирование родителей для изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
- Проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно- эстетического воспитания дошкольника.
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: подготовка декораций, организация гастролей в соседнюю группу (в соседний детский сад).
- Создание «игротеки» (игры по художественно- эстетическому развитию детей).
- Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
- Организация встреч с работниками библиотеки (знакомство с новинками мировой и отечественной детской художест венной литературы)
- Проведение семинаров-практикумов для родителей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
- Физкультурный досуг на воздухе
- Подготовка и проведение «Дня смеха».
- Объединение детей разных возрастных групп для проведения развивающих занятий.
- «Кукольный дизайн».
- Подготовка и проведение русских народных праздников и посиделок: «Масленица», «Пасхальная неделя».
Многолетние итоги исследований показывают, что, к сожалению, благополучных семей гораздо меньше семей проблемных. Кроме того, мы столкнулись еще и с проблемой, когда материально обеспеченная семья, которая, казалось бы, имеет все возможности и средства для воспитания ребенка, этим ребенком просто не занимается в силу своей занятости. То есть дети из благополучных семей так же ощущают дефицит любви и внимания, как и в семьях неблагополучных. Планируя свою работу с родителями, мы отдаем предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка.